Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Виды учреждений
1). Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
2). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Создание учреждения
1). Учреждение может быть создано в результате его учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
2). Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
- Правительством РФ — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
3). Учреждение подлежит государственной регистрации.
4). Учредительными документами учреждений являются:
— устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для частного или бюджетного учреждения;
— устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
Реорганизация учреждения
1). Реорганизация учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:
— Правительством Российской Федерации – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
— местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
2). Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения
1). Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
2). Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:
— Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
— местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
3). Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством об автономных учреждениях.
Ликвидация учреждения
1). Учреждение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским законодательством.
2). Заявление в суд о ликвидации учреждения вносится прокурором соответствующего субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
3). Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном:
— Правительством Российской Федерации – в отношении федерального бюджетного учреждения;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетного учреждения субъекта РФ;
— местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального бюджетного учреждения.
Имущество некоммерческой организации
1). Учреждение может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Учреждение может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ. Федеральным законом могут быть установлены право учреждения (за исключением казенного учреждения) формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения, формирующих целевой капитал.
2). Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности учреждения;
другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов учреждений.
3). Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
Конфликт интересов
1). Лицами, заинтересованными в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления учреждения или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.
Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения.
2). В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
— оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления учреждения или органу надзора за его деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении — соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);
— сделка должна быть одобрена органом управления учреждения или органом надзора за его деятельностью (в бюджетном учреждении — соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).
Основы управления учреждением
1). Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления учреждениями, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются учредительными документами учреждения в соответствии с федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
2). Иными федеральными законами может предусматриваться формирование других органов управления учреждением, а также другое разграничение компетенции между органами управления учреждения.
Задайте вопрос юристу:
Вы можете направить нам ваш вопрос. Мы обязательно свяжемся с вами по указанным e-mail и телефону.